1a1 -> Первый в алфавите :) (1a1) wrote,
1a1 -> Первый в алфавите :)
1a1

Человек советский, да не тот...

Есть мнение, что советский проект провалился во многом оттого, что предъявлял повышенные (кто-то скажет завышенные) требования к человеку, к его рациональности, к рациональному альтруизму. Но обычный советский человек оказался куда менее сильным — не соответствующим высоким критериям „Морального кодекса строителя коммунизма“.
Это лишь одна из причин неуспеха. "Советский проект" не был застывшим, он изменялся.
Марксистская теория (любая теория вообще) не могла дать полного описания сложной реальности. Для воспитания человека с коммунистическим мировоззрением нужны были теории и инструменты, которые появились лишь во второй половине XX века. Но этот шанс не был использован - в Советском Союзе гуманитарные технологии практически не развивались.
Предположение, что для успеха советского проекта нужен какой-то другой - более "западный" или более "восточный" человек - опровергается сравнением успехов ГДР с ФРГ и КНДР с южной Кореей.
...другие точки зрения на ИА REX...

Чуть подробнее:развитие, микро-уровень (психотехнологии), советский человек

1. Основа "советского проекта" - теория К.Маркса описывает макроуровень (экономики и общества). Этого недостаточно!
Нужны еще модели и теории явлений микроуровня.
Пример-пояснение: отличное знание макроэкономики не гарантирует успеха в управлении малым бизнесом.
В физике описание макромира (ОТО) никак не стыкуется с квантовой теорией микромира.

2. Теория К.Маркса описывает капитализм XIX века. Теории, адекватной XX и XIX вв - нет! Продолжателями марксизма считались Ленин и Сталин - но они не ученые, не теоретики! Так, например, Ленин совершенно справедливо называет свою книгу «Империализм, как высшая стадия капитализма» «популярным очерком».
"Культ личности" Ленина и Сталина, идеологическая зашоренность и преклонение перед авторитетами, невозможность научного изучения капитализма и социализма, реальная опасность быть записанным к ряды врагов советского строя, или просто лишиться возможности заниматься научной работой - в результате развития теории нет :(
Самую важную для страны теорию могли развивать только иностранцы или иммигранты. Финал закономерен.
Персоналии: А.А.Зиновьев (макроуровень) В.А.Лефевр (микроуровень)

3. Микро-теории дают модели и инструменты для работы с малыми группами людей и с человеком в отдельности. Тут и пирамида Маслова (Как, вы не знаете Маслова? Это элементарно, Уотсон: обычно пишут "Маслоу" :)) и всяческое НЛП (как самый раскрученный бренд психотехнологий).
Да, в СССР были талантливые (иногда - гениальные) ученые со своими теориями.
Примеры (навскидку): А. Аугустинавичюте (соционика), В.Толкачев ("векторные" характеры, направление - эрогеным зонам), В.Геодакян (эволюционная теория пола), В.Клименко (психология творчества) и т.д.
Но эти теории остались на полуподпольном уровне. Не овладели массами и не стали реальной силой, т.е. не использовались для развития и сохранения страны, советского общества.

4. Возможно, какие-то другие люди лучше соответствовали требованиям к социалистическому человеку? Педантичные, исполнительные и законопослушные немцы - однако, опыт ГДР показывает, что этого недостаточно. Трудолюбивые, покорные и исполнительные люди востока - но и этого недостаточно - см. на КНДР. Занятно было бы наблюдать советское общество на основе японцев, но, увы, не в этой реальности.
Наверняка психотехнологии высокого уровня (хай-хьюм) помогли бы создать советское общество из людей с любой ментальностью, но это все тоже не про нашу реальность.

5. "Советский человек" был, но не таким как надо. Инфантилизм, приученность к патерналистскому государству, мещанство и преклонение перед западным образом жизни. Причины:
Негативный отбор - когда самые-самые погибли - сначала во времена гражданской войны, белого и красного террора, затем в годы Великой Отечественной войны.
Женское воспитание - дети погибших на войне, когда естественное двоежёнство запрещено. Затем смешанное обучение в школах несмотря на то, что девочки равного возраста обгоняют мальчиков по развитию многих психических функций. Женский пед.коллектив с учительницами вместо учителей. В результате женского "бесконфликтного" воспитания мальчиков получаются не мужчины, а существа среднего пола, и тогда "сельские" бьют городских, а выходцы из аулов доминируют над русскими.
В селе живут ближе к природе и воспитание не так сильно влияет на нормальное мужское поведение. У "маленьких но очень гордых" народов сохранилось традиционное мужское воспитание - советская власть всегда ставила национальные меньшинства в привилегированное положение и позволяло то, что недопустимо для русских.
В результате - десятки и сотни тысяч убитых, миллионы беженцев и вынужденных переселенцев при развале СССР. Люди которые не могли себя защитить без помощи государства. Сравните - западному человеку, европейцу XX века достаточно не мешать: если белым людям не мешать на госуровне, они эту великую исламскую армию пророка выпиливают на раз, но если за дело берется государство, над которыми стоят античеловеческие силы, то пиши пропало. ...геноцид русских в Чечне - это не Ельцинское изобретение, это лишь очередная страница в истории геноцида европейцев. Иной пример - Израиль, где государство, в целом, не противодействует евреям, а защищает.
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments